VI Всероссийская научно-методическая конференция:
впечатления и размышления слушателя
Наверное, далеко не все учителя-словесники знают,
что ежегодно 12-13 декабря кафедрой филологического образования МИОО проводятся
конференции «Филологическая наука и школа».
Это была уже четвертая конференция, на которой мне посчастливилось
побывать. Правда, в необычном положении – в качестве слушателя, без доклада… Но впечатлений от этого меньше не стало, даже,
наоборот, чужие доклады можно было воспринимать спокойнее, внимательнее,
вдумчивее: не было поглощенности своим выступлением.
Итак, 12 декабря, пленарное заседание в актовом зале
школы №1231 им. Д.И.Поленова. После краткого приветственного слова Людмилы
Васильевны Дудовой следует доклад «Об изучении языка художественной культуры в
отечественной школе» доктора филологических наук Антонины Григорьевны Грек. Речь идет в нем об изучении в школе языка поэзии
- эталона русского языка. Приятно было освежить в памяти открытия
Потебни и Веселовского, вспомнить труды
«петербургских формалистов», а
потом знаменитые работы Винокура и
Виноградова - прозвучал, так сказать, «краткий курс»
филологической науки, в котором сформулировано главное правило анализа
поэтических текстов – «немотивированных» слов в поэтическом тексте нет… А уж
услышать мысль о том, что поэзия – средостение между Божественным и земным, -
было очень большой и неожиданной радостью…
В конце докладчик приходит к неутешительному выводу о том, что авторы
современных учебников литературы, кажется, совсем забыли о фундаментальных
открытиях филологической науки и не предлагают детям использовать их, анализируя поэтические
тексты.
Выступление Романичевой Елены Станиславовны,
кандидата филологических наук, заслуженного учителя РФ, показалось полемичным и
даже, по словам Л.В.Дудовой, в чем-то провокационным ответом Антонине Григорьевне: в докладе, прозвучавшем
далее, утверждалась мысль о том, что школа готовит не юных филологов, этаких
молодых литературоведов, а прежде всего - квалифицированных читателей. Цель
урока литературы, на котором изучается стихотворение, например, - не
литературоведческий анализ (с т.зр. высокой науки – «плохой», далеко не
совершенный), а – ПОНИМАНИЕ детьми стихотворения! Основной метод, с т.зр.
Романичевой, - медленное чтение…
А мне казалось, что у умелого учителя одно никогда
не исключает другого! Почему пониманию текста может мешать его филологический анализ?? Он не
должен быть сухим, не приспособленным к детской психологии, это не самоцель, а
средство, с помощью которого воспитывается квалифицированный читатель. Лучше всего на уроках русского
языка и литературы это получалось в программе курса «Русская филология» под
руководством Г.Граник, но почему-то начальная школа не поддержала эту
программу(.
С категорией «расы» текста познакомила нас Сергеева
Вера Борисовна, профессор из Удмуртской республики. В интереснейшем докладе
было проведено сравнение европейской и индийской эстетик. И если в европейской
эстетике предлагается изучать прежде всего нечто внешнее по отношению к
читателю, т.е. сюжет, композицию, художественные приемы, то в индийской
эстетике предлагается начинать именно с
читателя. Основной прием – прислушаться к себе и понять, что ты почувствовал,
воспринимая тот или иной текст, посмотреть, что почувствовали другие, и
попытаться понять, что в тексте вызвало у людей ту или иную реакцию.
Мне кажется, современный учитель интуитивно
использует и ту, и другую форму постижения смысла текста. Чем-то одним обойтись
точно нельзя: изучение художественных приемов «засушивает» текст, вызывает
раздражение, особенно у творческих, независимо мыслящих детей. А если начинать
с восприятия… Это тоже не всегда и всем подходит. Задание: закройте глаза,
внимательно послушайте текст, приготовьтесь объяснить, что вы представляли,
переживали, о чем вы думали, когда он звучал. Для одних детей это очень хорошо
подходит, и, если у них открытый характер, можно услышать много всего
интересного… Другие же могут честно
ответить: «Нет, я ничего не представил, ничего не почувствовал». Тренировке
такой «расы» опять же очень много отводилось в программе Граник. Наверное, надо
давать детям свободу: предлагать разные способы постижения текста. Другое дело
– продумать, с каким текстом как лучше работать… Вот и сиди готовься часами,
изобретай велосипед, когда это дело все-таки методистов, а не учителей.
После других, не менее интересных докладов,
перерыва, во время которого можно было выпить кофе и чаю, купить современную
литературу для детей и подростков по ценам издательств, а также поговорить
лично с докладчиками, участники конференции разошлись по секциям. Глаза,
конечно, разбегались: хотелось попасть во все секции сразу, но пришлось на
чем-то остановиться, и я выбрала Секцию №2 «Актуальные проблемы литературного
образования. Проблема детского и
подросткового чтения».
К 12-ти выступавшим присоединилось ещё 3 и 4
«лингвиста» из секции, где не набрался кворум. Было очень интересно. С
докладами выступали методисты из издательств «Дрофа» и «Просвещение», учителя
школ и преподаватели вузов. «Компания» подобралась очень эмоциональная, было
видно, что никто не делает свой доклад «для галочки», чтобы сертификат получить
(как это не раз было на всех предыдущих конференциях). Заинтересованность в
своем деле, высокий профессионализм и стремление к обмену опытом, желание
поспорить проявляли практически все. К 19 часам никто, кажется, не устал,
расходиться не хотелось. Можно сказать, секцию еле разогнали.
Что запомнилось более всего? Как «горят» и профессионально
растут коллеги! Человек, который 2 конференции назад не мог самостоятельно
управиться с презентацией, теперь даже фильмы монтировать научился! И это уже в
пенсионном возрасте! Начинать день с 5-тикилометровой пробежки, потом в школу,
после – на очередные курсы – так могут жить, конечно, далеко не все
учителя-словесники. Но, наверное, всех беспокоит, как отучить детей от
«литературного попкорна», привить им хороший вкус, научить мыслить, передать
любовь к высокой культуре… Об этом были доклады, об этом велись дискуссии.
Понравилось то, что видны были «плоды» предыдущих
конференций. Если на прошлогодней конференции нам рассказали о проекте
Александра Смолянинова «Краски и звуки», собравшего огромное количество работ
современных художников, изображающих
детей, морские и деревенские пейзажи, храмы, и соединившего эти полотна
в интересные ассоциативные ряды с музыкой(см. http://www.videorusi.ru/publ/40-1-0-413),
то теперь нам был представлен опыт использования этого проекта на уроках.
Всего, конечно, не перескажешь. Ходить надо на
конференции! Поэтому перейду к описанию следующего дня её работы.
13 декабря, как и в прошлом году, конференция продолжила
работу эксклюзивной экскурсией по Москве –«Елизавета Петровна: любовь и царство». К сожалению, в автобусе нас оказалось всего
лишь 12 человек, все, кроме меня, приезжие… Вспоминался прошлый год, тогда нас было
значительно больше и ходили мы в не менее интересные места: в московскую
резиденцию Федора Конюхова, оказавшуюся внезапно недалеко от нашей школы, в
музей А.Н.Толстого, где экскурсию для нас подготовила сама директор музея… Теперь мы поездили по очень немногим
заповедным уголкам Москвы, связанным с личностью Государыни Елизаветы
Петровны. С огромной теплотой
рассказанная история жизни и царствования этой любимой дочери Петра Великого
оказалась очень увлекательной. Теперь я немного по-другому смотрю и на здание
МГУ на Моховой, и на Ивановский монастырь на скрещении 3-х московский переулков
-Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского, и на церковь Климента Папы
Римского. Теперь точно смогу отличить здания в стиле елизаветинского барокко,
да и фамилию архитектора, построившего, кроме всего прочего знаменитую
колокольню Троице-Сергиевой Лавры, - Ухтомский – запомнила хорошо…
Пообедав после экскурсии своими силами, мы
направились в Музей образования в Вишняковском переулке, где сначала нас снова
напоили кофе и чаем, а потом мы разошлись
«по круглым столам».
Сколько всего нового можно было узнать на круглом
столе «Актуальные стратегии чтения и формирования читательской культуры
школьников в контексте требований ФГОС»! Вели этот Круглый стол уже
упоминавшаяся Елена Станиславовна Романичева и Наталья Евгеньевна Кутейникова,
на чьих курсах с удовольствием отучилась в прошлом учебном году.
Главное – я узнала множество имен писателей,
названий книг 21 века, заслуживающих самого пристального внимания. И если после
обучения на курсах я не уставала рекламировать и дарить книги О. Раина «Слева
от солнца» и Ю.Вронского «Странствие Кукши за тридевять земель», то теперь
настала очередь других. К 9 мая читающим
детям от 13 и старше можно порекомендовать книгу Э. Веркина «Облачный полк»,
любителям родной истории и увлекательных приключений серию исторических романов
Александра Кердана о Русской Америке, особенно интересными мне показались 2 и 3
том –«Невольники чести» и «Камень духов». Кому понравится сочетание традиций
Майн Рида и А.Н.Толстого (имеется в виду роман «Петр Первый»), читайте
Александра Кердана!
Произведения этих авторов получили уже читательское
признание: книге Веркина абсолютное
предпочтение отдали сами подростки на Всероссийском конкурсе «Книгуру»,
а исторические романы Кердана, оказалось, уже являются лауреатами премии
«Большая книга», за цикл романов «Земля российского владения» автор получил
также в этом году «Золотого Витязя»!
Очень много книг скандинавских писателей сейчас переведено для детей и взрослых. Мне
удалось прочитать уже два романа шведской писательницы Катарины Киери («Никто
не спит» и «Далеко не Аполлон») и 3 тома Кетиля Бьёрнстада –«Пианисты», «Река»
и «Дама из долины». На книгах последнего автора я бы поставила помету 18+, но,
судя по отзывам из Интернета, книгу читают и значительно раньше. Нам, взрослым,
стоило бы познакомиться с той
литературой, которая сейчас издается, и обменяться впечатлениями!
Таковы итоги моего посещения конференции, не знаю, было ли
Вам это интересно читать, но, мне кажется, конференция – это некий праздник,
встреча единомышленников, она дает стимул к дальнейшему профессиональному
росту, и нам, словесникам, очень стоит, вырвавшись из рутины повседневной
жизни, ходить на подобного рода конференции!
Верещагина
Л.Н. |