. : по картине «Март»
. : по картине «Весна. Большая вода»

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ



Урок по картине И.И. Левитана «Март»

    
разработан учителем словесности М.В. Субботой

Урок может быть проведен после темы «Имя прилагательное» в 6 классе, если класс хорошо подготовлен, или же в 7 классе после темы «Причастие» - в менее подготовленном классе.

Цели и задачи урока:

- продолжить знакомство учащихся с жанром пейзажа;

- дать представление об особенностях творчества великого пейзажиста И.И.Левитана;

- развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;

- провести работу по развитию речи при описании предметов, цветов, звуков, запахов и т.д.

- подготовить к написанию сочинения-описания картины

Средства, необходимые для урока:

- альбом Е.Н. Колокольцев, Развитие речи 5-7 классы, 2 стереотипное издание, Дрофа, Москва 2003 на каждой парте (или открытки с репродукцией картины «Март»)

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран.

Учитель:

ЧАСТЬ 1

а) Недавно мы с вами писали сочинение на тему «Зимой в лесу», т.е. сами создавали словесное описание природы, на уроках литературы говорили о роли пейзажа в литературном произведении, (в каких например?), а сегодня наша задача познакомиться с собственно живописным пейзажем, с пейзажем созданным на холсте кистью и красками.

В переводе с французского этого слово означает «вид страны», «вид местности». Художник-пейзажист изображает природу во всем ее многообразии (значение слово «пейзаж» может быть записано на доске). Вы сейчас увидите шесть пейзажей разных художников, в том числе западноевропейских. Попробуйте определить среди них русские.

б) Показ на мультимедийном проекторе заранее подготовленной презентации, состоящей из картин англичанина Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьене», русского художника Архипа Куинджи «Березовая роща», француза итальянского происхождения Поля Сезанна «Большая сосна близ Экса», Ивана Шишкина «Рожь», русского художник Аркадия Пластова «Первый снег», представителя французской школы Камиля Коро «Старый мост в Манте (естественно, картины могут быть другими; важно только, чтобы они были понятны учащимся данного возраста; возможен показ картин под музыку; во время просмотра ученики отмечают на листочках буквами р-и: русский или иностранный художник).

в) Опрос и вывод (пытаются сделать дети, но учитель все равно подводит итог): Художник вкладывает в картину свою душу, свой характер, а характер человека во многом зависит от того, в какой стране он родился и вырос.

ЧАСТЬ 2.

а) В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (стр.78 альбома или может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое ...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

б) Показ презентации, состоящей из шести картин Левитана осеннего и весеннего характера ( на картинах названия, презентация положена на музыку).

ЧАСТЬ 3.

Сейчас март, и мы подробнее остановимся на картине Левитана «Март». (Стр.79 альбома и на экране)

3.1. Что изображено на картине?

Возможные ответы учащихся в дальнейшем выделены курсивом:

- оттаявшая дорога,

- угол деревянного дома,

- запряженная в сани лошадь перед крыльцом

- сугробы тающего снега,

- деревья

3.2. а) О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой.

б) Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете;

Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение.

3.3. а) Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Счастье, желание жить, что-то делать; бодрость, прилив сил

б) расскажите о запахах и звуках, которые можно ощутить?

Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил

Запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель

3.4. Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы.

3.5. Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания.

3.6. Словарная работа

Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные (как они пишутся? возможно повторение правила правописания сложных прилагательных) или прилагательные с орфограммой «одно и два «Н» в суффиксах» (также возможно повторение орфографического правила). Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

а) Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

б) Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет.

в) Снег

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

г) Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

д) Небо

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

е) Дорога

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

ж) Дом

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

з) Лошадка

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

3.7. Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Возможный план сочинения по картине И.И. Левитана «Март».

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (запахи, звуки).

2. Пробуждение природы: все находится в движении.

3. Мотив ожидания (указать, какие детали подтверждают это).

4. Незримое присутствие на картине человека. Его настроение.

5. Что и как изображено? (освещение, основные цвета, снег, деревья и скворечник, небо, дорога, дом, лошадка).

6. Ваше отношение к картине.

Образцы сочинений учеников 6 класса

Когда я смотрю на картину Левитана «Март», я чувствую восторг, потому что медленно наступает весна. Я чувствую запах свежей сырости, просачивающийся из стен большого дома. Я слышу звонкое пение птиц, топот копыт и шуршание сосновых иголок. Я ощущаю движение в природе. Солнце оживленно светит, пожирая своими лучами сугробы и снег на крыше крыльца. Деревья качаются, значит они тоже в движении. Вся природа, изображенная на картине, ждет чего-то. Разбухшие почки ждут цветения. Скворечник, висящий на высокой березе, ждет своих улетевших хозяев. Преданая лошадь ждет своего хозяина. Природа ждет весны. В этой картине чувствуется присутствие человека. На заднем плане изображены человеческие следы, ведущие к лесу. Дорога разъезженная, значит, человек ездил по ней. Дверь в дом широко распахнута, мы можем предположить, что человек был удовлетворен проделанным путем и был уставшим.

На картине изображено множество вещей. Косые лучи солнца освещают все на картине, а особенно дом. Солнце пронизывает всю картину. Оно отражается во всех предметах. Основные цвета – ярко-желтый, зеленый, лазурный.

Снег находится почти везде. Он подтаявший, покрытый корочкой и грязный, так как наступает весна, а снег тает. Мартовские лучи предают деревьям желтоватый оттенок. На деревьях разбухают почки. Зелень на соснах устала от зимы. Высокие березы расширяют пространство. Небо лазурное, и на нем нет облаков. Мы не видим там солнца, но оно освещает изображенную землю, как огромный фонарь. Дорога коричнево-белого цвета, что показывает, что снег растаял. Дорога слякотная, и в ней много грязевых разводов.

Дом освещен солнцем, и мы видим, что он ярко-желтого цвета, и солнечным лучом ничто не мешает светить на дом. На крыше крыльца мы видим большую глыбу зимнего снега, которую со всех сторон кусают солнечные лучи и которая вот-вот упадет.

Лошадь запряжена в сани, мы можем догадаться, что человек в данный момент приехал на них и вошел в дом. Лошадь предана хозяину, потому что смирно стоит и ждет.

Мне нравится эта картина, потому что в ней запечатлен момент, когда вся природа ждет появления весны.

Коваленко Петр, 6 класс

Когда я смотрю на эту картину, я чувствую приближение весны по запахам и звукам. На иллюстрации все находится в движении. Вот-вот упадет снег с крыши крыльца. Слышится скрип двери, звук капели, шуршание ветра. Выходишь на улицу и чувствуешь свежесть нерастаявшего снега. Деревья перебирают свои веточки. Лошадь топает своими копытами. На картине художник запечатлел момент ожидания. Кобылка ждет своего хозяина, деревья ждут распускания почек, скворечник ждет птичек, а снег ждет своего таяния.

Солнце пронизывает всю картину, хотя мы его и не видим. Солнце настолько яркое, что отражается во всех предметах. Мне кажется, свет тут падает из левого верхнего угла. В основном Исаак Ильич использует мягкие цвета: желтый, зеленый, лазурный. Для изображения снега художник использует много оттенков белого. Снег мокрый, блестящий, покрытый корочкой, грязный, сероватый. А в тени деревьев он темный. Весь снег истоптан. Он рыхлый и кучковатый.

Весну здесь больше отражают березы, т.к. сосны вечно зеленые, а березы сбрасывают свои листья. На деревьях видны почки, а это означает, что весна стучится в дверь. Скворечник, висящий на одной из красавиц, тоже говорит о приближении весны. Прозрачность веток подчеркивает воздушность. Небо на произведении светлое, наполненное добротой и радостью. На нем нет ни единого облачка. Так что ни одна темная мысль не пробежит на уме голубизны. Дорога здесь совсем даже не чистая. Видно, по ней не раз и лошадка своими копытами, и человеческая нога нередко проходила. Она протоптана до грязи. Эта часть картины такая еще и из-за оттепели. Дорога – как бы перекресток. Одна дорога ведет к дому, другая – в сосновый лес, мне кажется, третья дорога, которая поближе к ним, разветвляется за картиной. Дом показан нам ярко-желтым цветом. Может быть, он и не такой яркий, но солнце его так одарило.

Рядом с домом крыльцо. Ножки у крыльца желтые. На них тоже падает свет. Крыша темно-коричневая и грязная. Темно-коричневая и грязная. На ней лежит еще не растаявший снег. Распахнутая дверь наполовину освещена и имеет желтый цвет, а санки, в ожидании своего хозяина. Она ждет, пока хозяин возьмет последние дрова, выпряжет её и даст поесть.

Мне нравится эта картина, т.к. она состоит из теплых цветов краски. А теплые краски навевают на душу тепло, с чем на улице сейчас проблема.

Пилецкая Анастасия, 6 класс