Таруса музыкальная

Говорят, что Таруса приобщилась к музыке благодаря Поленову. Это, пожалуй, верно. Василий Дмитриевич очень любил музыку, особенно романсы Шуберта, Даргомыжского, романсы и песни Мусоргского, мелодии Баха, Шумана, Бетховена, Римского-Корсакова. В кабинете художника стоят пианино и фисгармония. В минуты отдыха он увлеченно играл на них.

Но Поленов был не только способным музыкантом-исполнителем, но и композитором. В архиве художника хранятся ноты его музыкальных произведений. Василий Дмитриевич сочинял, например, песни и романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета. Очень нравилась слушателям его «Прощальная песня».

Когда Василий Дмитриевич с помощью своих родственников и знакомых музыкантов организовал в Тарусе в бывшем купеческом соляном амбаре Народный дом, или, как его еще называли, Народный театр, то этот дом сразу же как бы наполнился музыкой. Народный дом открылся летом 1915 года оперой Поленова «Призраки Эллады». Василий Дмитриевич не только сочинил музыку оперы, но и написал для спектакля декорации.

Режиссером и концертмейстером спектакля была Вера Васильевна Вульф - жена ученого-кристаллографа Юрия Викторовича Вульфа, который жил в то время в Тарусе. Юрий Викторович исполнял в спектакле одну из главных ролей. В постановке оперы участвовали композитор Анатолий Николаевич Александров, виолончелист Виктор Львович Кубацкий, певица Сирануйш Татевосовна Кубацкая, певица Остроградская и другие артисты.

Кстати, в соляном амбаре еще до открытия Народного дома устраивались концерты классической и народной музыки. Инициаторами их были учительница Ольга Владимировна Берви и Надежда Николаевна Виноградова - мать известного писателя Анатолия Корнельевича Виноградова.

 На одном из музыкальных вечеров поэт Бальмонт прочитал свое стихотворение «Осень». На этом же концерте поэт Балтрушайтис читал свои стихи «Раздумье» и «Верую».

С весны 1917 года в течение шести лет сестра жены Поленова Вера Васильевна Вульф устраивала в доме «Песочное», что стоит в лесу на окраине Тарусы, концерты, получившие название «Музыкальные субботники». В субботние вечера пианистка исполняла для тарусян произведения Бетховена, Баха, Шопена, Рахманинова. Двери домика над Окой в эти часы были открыты для всех, кто хотел послушать хорошую музыку.

Сергей Прокофьев

Постепенно Таруса стала излюбленным местом отдыха и работы композиторов и музыкантов-исполнителей. На Оке, в окрестностях города, в поленовском Борке Сергей Прокофьев писал музыку балета «Ромео и Джульетта».

В Тарусе жил пианист Константин Николаевич Игумнов. Он готовился здесь к концертам, играя на пианино в доме пенсионера Михаила Михайловича Мелентьева - большого знатока музыки. Константин Николаевич очень любил тарусские березовые рощи. Обычно перед тем, как сесть за инструмент, он отправлялся на прогулку по лесной дороге, что ведет в Почево. Пианисту хотелось побыть наедине с природой.

Бывал в Тарусе Александр Павлович Долуханян. Работал он обычно по вечерам, когда стихают все звуки, А днем композитора можно встретить где-либо на берегу реки, прогуливающимся с тростью в руках.

Святослав Теофилович Рихтер

Летом 1958 года в Тарусу, на Оку, приехал Святослав Теофилович Рихтер. Он остановился в деревне Ладыжино, что в семи километрах от Тарусы. Около деревни на юру стояла речная сторожка с маленьким квадратным окошком. Под ее крышей виднелся номер 1016. Когда-то она служила речникам. В избушке были печь и дощатый топчан.

Рихтер купил сторожку у речного пароходства. Пианист и его жена певица Нина Львовна Дорлиак каким-то чудом уместили в ней комнатный рояль «Стенвей». Так на берегу Оки появилась «зеленая консерватория».

Утром, когда в сторожку ворвались запахи густого тумана и росы, будто запела Ока. Из избушки неслись чарующие мелодии. А вечером Святослав Теофилович плыл на лодке вниз по Оке. Над рекой простиралось голубое небо. Вдали над лесом синела дымка.

Вскоре Рихтер привез на Оку большой рояль. Инструмент не уместился в сторожке. Тогда пианист снял комнату на краю Ладыжина. Из окон горницы открываются чудесные виды: песчаный остров, где снимался фильм «Верные друзья», старый парк в Антоновке, где когда-то жил Алексей Толстой, сосновый бор, за которым прячется деревня Марфино, где бывал художник Сергей Васильевич Иванов.

В минуты отдыха Святослав Теофилович обычно шел по тропинке через полянку в лес или на луг. Он слушал, как шумит лес, как стрекочут в траве кузнечики. А под вечер по привычке отправлялся на «большую прогулку» километров за пять, а то и за десять.

Летом 1960 года в Ладыжнне Рихтер готовился к концертам, с которыми ему предстояло выступать в Америке. Потом Ока провожала пианиста на гастроли в Англию. После поездки за океан ему еще милее стали и зеленый островок, и ладыженский плес, и песчаная коса, и старый дуб, что стоит перед домом.

Теперь на берегу Оки стоит дом Рихтера. Около него среди зеленой кипени прячется под дубами речная сторожка - родоначальница «лесной консерватории».

«Сколько мне ни приходилось ездить по разным странам и нашей стране, такого чудесного, милого мне места, как приокские дали, я никогда не видел», - так сказал Рихтер об Оке и тарусских окрестностях.

Однажды к избушке Рихтера приплыл на моторной лодке Константин Георгиевич Паустовский. После он написал рассказ «Избушка в лесу». Вот как передал писатель разговор о пианисте со старым бакенщиком: «...Да нешто вы не знали, что у нас здесь музыкант живет? Душа-человек!.. Зря народ не будет из-за музыки беспокоиться... Ведь до чего дошло! Каждый день караулят, особенно девушки, когда он заиграет... И вдруг, поверите ли, вздрогнул я весь, будто меня обожгло, - из леса, из той темноты и тишины зазвенели будто сотни колокольчиков. Таким, знаете, легким переливом, а потом рассыпались по лесу, будто голубиная стая по грозовой туче. И запел лес как-то громко, будто человек, что вертается с далекой стороны и дает, значит, знать незнамо кому, может, жене иль невесте-красавице, что подходит до родного дому. Хлынуло на меня, понимаешь, мыслями, а тут еще кажется, что весь лес и вода в Оке до самого дна, и небо, и все листья - все поет, все тебя берег за сердце и уводит незнамо куда».

...У тарусян и жителей окрестных сел есть замечательные песенные традиции. Особенно славится звонкими и мечтательными, как вечерняя зарница, песнями старинное село Кузьмищево, что в пяти километрах от Тарусы.

Песню любят в Кузьмищеве с незапамятных времен. Более ста лет назад жил в селе Федор Михайлович Протасов - большой знаток и любитель пения. При нем обрели славу кузьмищевские хороводы.

Хорошо помнят местные сельчане Федосью Петровну Живых - заводилу веселых свадеб и посиделок. А кто в округе не слышал о кузьмищевской кадрили? Какая удаль в ней! Красота, характерные игровые напевы, все живое и яркое слилось в этом танце. Вокруг яркая зелень, голубое небо, и на этом фоне разноцветный и многоголосый хоровод.