<
 
 

Таруса и писатели



В 1891 году в селе Богимове Тарусского уезда поселился А. П. Чехов, сняв дачу у владельца усадьбы Е. Д. Былим-Колосовского.

А. Чехов

Богимовская усадьба Чехову очень понравилась. «Что за прелесть, если бы Вы знали! — писал Антон Павлович А. С. Суворину. — Комнаты громад-ные, как в Благородном собрании, парк дивный, с такими аллеями, каких я никогда не видел, река, пруд...» Чехов работал в Богимове исключительно плодотворно. Он вставал до рассвета, пил крепкий кофе и садился за письменный стол. В первые три дня недели Антон Павлович работал над книгой «Остров Сахалин», с четверга принимался за повесть «Дуэль», а по воскресеньям писал маленькие рассказы. «В это лето я много сделал, — сообщал он в одном из писем. — Если б еще одно такое лето, то я бы, пожалуй, роман написал...»

Чехов упорно приглашал в Богимово своего друга Левитана. Исаак Ильич жил в это время в селе Затишье Тверской губернии и очень сожалел, что не снял дачу в Тарусском уезде. «Напиши, есть ли свободное помещение в Богимове, из чего оно состоит, — писал он Чехову в конце мая. — Напиши... что хочешь, напиши, только не ругань, ибо я этого окончательно не люблю». У Антона Павловича всегда была потребность иметь «хоть кусочек общественной и политической жизни». За лето писатель познакомился почти со всеми крестьянами Богимова. Узнав, что Чехов — врач, богимовские крестьяне и жители соседних деревень стали обращаться к нему за медицинской помощью. В июне 1891 года Чехов учредил в Богимове фонд в пользу больницы, которую решено было построить в этой деревне, и сделал первый взнос в него.

Дом в БогимовеБогимовские встречи и впечатления от поездки в соседнюю усадьбу Даньково послужили темой и материалом к рассказу «Дом с мезонином». В рассказе Чехов почти точно описал богимовский дом, парк, липовые аллеи, старый фруктовый сад. Хозяин усадьбы Е. Д. Былим-Колосовский показан в образе помещика Белокурова. До конца жизни вспоминал А. П. Чехов богимовское лето. «А мне ужасно хочется писать, как в Богимове, т. е. от утра до вечера и во сне», — писал он.

Дом в Богимове, в котором жил писатель, сохранился. Сейчас там больница. На фасаде дома установлена мемориальная доска в память о пре-бывании здесь А. П. Чехова.

Весной 1916 года в окрестностях Тарусы жил Алексей Николаевич Толстой. Он остановился с семьей в деревне Антоновке, километрах в десяти от Тарусы.

 А. Н. Толстой

Семья писателя заняла флигель дома, стоящего среди парка. Неподале-ку под старыми липами ютилась заброшенная сторожка с двумя маленькими окошками, в углу ее был стол, сбитый из сосновых досок, и скамеечка. В этой сторожке Алексей Толстой устроил свой «лесной кабинет».

Свои впечатления о дореволюционной Тарусе А. Толстой выразил в рассказе «Пути культуры» (набросок с натуры). Писатель ярко обрисовал полнейший застой жизни в захолустном тогда уездном городе — тихой обители купцов и мещан, которые вели замкнутый образ жизни, детально описал виды тарусских окрестностей в середине лета 1916 года: «...Было жарко, хотя подувал ветерок, шелестя поспевающими ржами. Их желтые полосы, белесые овсы и розовые гречихи лежали, как заплаты, на волнистых полях, где, про-падая в лощинах, тянулась такая знакомая, такая всегдашняя межа в три колеи. Лениво плавали коршуны в глубоком небе. Вдалеке между темными лесами блестела излучина Оки».

Продолжив рассказ о городе, Алексей Толстой обрисовал мощеную и страшно пыльную площадь, темный коридор «Общественного собрания», где пахло свечками, сплошь засиженную мухами аптекарскую лавчонку, оду-ревшего от мух и скуки аптекаря... Даже сам опустившийся до крайности коридорный «Общественного собрания» Василий Иванович характеризовал нравы Тарусы одним словом: «Невежество». «В городе мещане да купчишки, — рассказывал он, — хотя есть две хороших дачи, где зимуют москвичи, да за тюрьмой на бугре двадцатый год живет доктор, но за последнее время до того стал тучен и ветхий, что с бугра не сходит, а всем больным прописывает пить молоко». О городской площади коридорный говорил не менее красно-речиво: «Двадцать семь лет смотрю на эту площадь и ничего не вижу, кроме свинства».

В Тарусе родился и жил писатель и литературовед Анатолий Корнельевич Виноградов — сын учителя двухклассной уездной школы, автор книг «Осуждение Паганини», «Черный консул», «Три цвета времени». К Анатолию Корнельевичу приезжал Антон Семенович Макаренко. Вот как он описал в дневнике Оку и Тарусу: «Таруса, пять часов утра, 11-го августа. По реке медленно клубится под высоким лесным берегом слоистый нарядный туман. Солнце взошло широкое, красномордое, недовольное чем-то. Нехотя, не глядя, по привычке бросило свои еще холодные лучи на землю, на леса, на туманы, потом как будто даже отвернулось. Но река быстро поголубела и в ней проснулись отражения палевых мелких тучек. Туман поплыл быстрее. Верхние его пряди играючи полезли на пологий берег. Далеко, за поворотом реки он поднимается плотной белой постелью».

 Н. Заболоцкий

Весной 1957 года в Тарусу приехал поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Он поселился на вершине холма на улице Карла Либкнехта. Летом эта улица, словно мягким зеленым ковром, покрывается травой.

Работал здесь Заболоцкий увлеченно, с рассвета и до обеда, почти не вставая из-за стола. Приокские дали, поля и леса вызывали в душе Заболоц-кого много мыслей, чувств, образов. Самые лучшие строки поэт посвятил Оке, тарусской природе. Он писал:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод...

Сколько проникновенной лирики, волнующих мыслей в стихотворени-ях Заболоцкого «Подмосковные рощи», «Летний вечер», «На закате», «Вече-ра на Оке»! В повестях и рассказах писатели показывают красоту природы тарусских окрестностей.

Ромашки

Вот, например, как пишет об этих местах Юрий Казаков: «Леса кругом горят осенним пожаром. По утрам пойма Оки наливается голубым туманом, и ничего тогда не видно сверху, только верхушки холмов стоят над туманной рекой красными и рыжими островами. Иногда дали мут-неют и пропадают — начинает идти мельчайший дождь, и каждый лист одевается водяной пленкой. Тогда лес становится еще багряней и сочней, еще гуще но тонам, как на старой картине, покрытой лаком... Трава, елки и кусты затканы паутиной, и жестяно гремят под сапогами шоколадные дубовые листья. Покрикивают буксиры на Оке, зажигаются вечерами бакены, гудят по склонам холмов трактора, и кругом такие милые художнические места — Алексин, Таруса, Поленово, кругом дома отдыха и такая мягкая, нежная осень, хоть время идет уж к середине октября...»

...Высокий правый берег реки Тарусы — неподалеку от устья, там, где природа особенно щедро рассыпала свои дары. У самого откоса — небольшой бревенчатый дом. Здесь с 1954 года живет Константин Георгиевич Паустовский. Сбоку от дома писателя по берегу тянется молодой сад. Летом здесь много цветов. Неподалеку от дома — круглая беседка. По утрам отсюда слышно, как журчит вода на каменистых перекатах и бродах.

«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки», — пишет Паустовский.

Любовь писателя к русской природе поистине беспредельна. Он по-детски радуется пышному цветению лугов, птичьим концертам в прибрежных лесах, сиянию солнечных бликов на ярко-зеленых листьях деревьев, на зеркальной глади реки. Зато малейшее неосторожное обращение с природой, гибель даже од-ного деревца глубоко ранят душу Константина Георгиевича. Когда в 1957 го-ду над тарусскими лесами нависла опасность уничтожения шелкопрядом, он первым забил тревогу. По призыву писателя стар и млад вышли на борьбу с шелкопрядом. Тарусские леса и сады были спасены. С большой теплотой пишет Константин Георгиевич о простых, безвестных людях — лесных объездчиках, садовниках, бакенщиках, пастухах, паромщиках, о деревенских детях.

Писатель умеет найти в душе человека какую-то особую добрую искорку, лучи от которой и теплота ощущаются сразу, как только начнешь чи-тать его рассказ или повесть. С какой гордостью пишет Паустовский о людях, скромным трудом своим преображающих родную землю! Таких людей писатель видит всюду, в том числе и в своем городе.

«...В Тарусе много и великолепных садоводов, и энтузиастов-учителей, и мастеров, которые действительно способны подковать английскую блоху. Недаром от Тарусы до Тулы — родины лесковского Левши — не так уж далеко», — пишет он. В Тарусе Паустовский работает особенно плодотворно. Он написал здесь три автобиографические повести, несколько глав «Золотой розы», много рассказов, очерков и статей.

К.Паустовский

В 1956 году Константин Георгиевич написал «Письмо из Тарусы». В этом очерке писатель показал богатые перспективы развития Тарусы как уголка отдыха, заповедника русской природы, города художников, писателей, музыкантов. После «Письма из Тарусы» в городе построен водопровод, асфальтированы дороги, Таруса и окрестные села электрифицированы, построен новый корпус фабрики художественной вышивки, типовое здание школы-интерната, несколько новых корпусов дома отдыха.